





Насилие над ребёнком (подростком) - любое действие или бездействие взрослых или сверстников, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку. Эмоциональное насилие - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка. Психологическое насилие - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал. Примеры эмоционального и психологического насилия: запугивание ребенка - • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов, • используют для запугивания свой рост, возраст, • на него кричат, • угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее). использование силы общественных институтов - • религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее. использование изоляции - • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: • унижают его достоинство, • используют обидные прозвища, • используют его в качестве доверенного лица, • при общении с ребенком проявляют непоследовательность, • ребенка стыдят, • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому) Над ребенком совершено экономическое насилие, если: • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег. • взрослыми растрачиваются семейные деньги. • ребенок используется как средство экономического торга при разводе. К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы: • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение), • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам. • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным, • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание"). Всё же мероприятия, которые должны проводиться в этом случае - это социально-психологическое сопровождение семей соответствуюшими (социально-психологическими) службами. В Санкт-Петербурге это сеть районных центров помощи семье и детям (созданная комитетом по социальной политике), и ряд психологических служб. Сопровождение имеет целью коррекцию родительских установок и помощь в налаживании взаимодействия между ребёнком и родителями. В случаях обострения внутрисемейных отношений до выраженной степени возможно временное помещение ребёнка из травмирующей семейной среды на определенное время (от месяца до трех) либо в какой-либо общеоздоровительный санаторий (если нет медицинских показаний, то это возможно и по социальным показаниям - оформление через детскую поликлинику и участкового педиатра), либо (если есть такая структура) в упомянутый центр помощи семье и детям (в них должна быть предусмотрена возможность временного пребывания детей сроком до трех месяцев с посещением ими школы и последующим возвращением в семью) - это осуществляется по письменному заявлению родителей (или подростков) на имя директора этого центра. Физическое насилие: любое физическое воздействие на ребёнка, оказанное воспитателем (родителем) в ответ на нежелательное или неправильное, с точки зрения воспитателя, поведение ребёнка. Это истязание, побои, причинение вреда здоровью. При физическом насилии: • Видимые признаки физического насилия могут быть не всегда • Повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины) • Кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня) • Циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавлении пальцами) • Укусы • Сигаретные ожоги на ладонях, конечностях • Травмы губ и ротовой полости (надрывы уздечек, отсутствие зубов) • Травмы ушной раковины • Травмы глаз (кровоизлияние в переднюю камеру, геморрагии, гематома) • Тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки) • Переломы • ЧМТ Синдром жестокого обращения с ребёнком может проявляться в следующих состояниях и синдромах у ребёнка: • Спиральные или оскольчатые переломы костей конечностей • Переломы рёбер у детей • Разрывы печени и селезёнки при тупой травме живота • Кровоизлияния в сетчатку глаза у детей Диагностика при физическом насилии: • Фотографии и чёткое описание всех нанесённых повреждений (порезы, ушибы, укусы и т.п.) • Рентгенография органов грудной клетки, обзорные снимки скелета. В случае физического насилия адекватной мерой может быть изъятие ребенка из семьи, где он подвергается физическому насилию, органами опеки или органами милиции и определение его в социозащитное учреждение (специализированный центр, больница или приют), где ребенок будет находиться до решения суда (органами опеки в этом случае возбуждается уголовное дело вплоть до лишения или ограниения родителей в родительских правах). В случае, если у ребёнка есть адекватные родственники и они готовы о нем заботиться и обеспечивать защиту от возможных посягательств насильника, ребёнок может находиться у них (с ведома и разрешения органа опеки). Таким образом, если вам известно о фактах физического насилия над ребёнком, то нужно обращаться к инспектору по опеке и попечительству (в Санкт-Петербурге такой инспектор находится в местном органе власти - муниципальном образовании (совете) или к инспектору милиции по делам несовершеннолетних (он же инспектор по профилактике правонарушений несовершеннолетних), можно к участковому милиционеру. Если ситуация острая (не терпящая отлагательств), тогда в ближайшее отделении милиции (дежурную часть). Если боязно, можно попросить помочь социального педагога школы или классного руководителя обратиться к названным специалистам. Обращаться везде нужно в письменном виде (заявление). Сексуальное насилие: любой контакт или взаимодействие между ребёнком и другим лицом (включая подростков), при котором ребёнок сексуально эксплуатируется. Запущенность ребёнка (беспризорничество) - образ жизни ребёнка, не соответствующий его элементарным потребностям из-за неудовлетворительной опеки взрослых или её отсутствия. При запущенности • Дети робкие или очень доверчивые • Нарушение параметров физического и психического развития • Различные высыпания на коже. Диагностика при запущенности: • Копрограмма • Определение калорийности питания • Проведение туберкулиновой пробы • Исследование пота на хлориды (при подозрении на муковисцидоз) • Определение уровней протопорфиринов (при подозрении на интоксикацию соединениями цинка и свинца) • Обследование врачами-специалистами (невропатолог, психиатр, ЛОР, хирург и др. по показаниям) и педагогическими работниками (дефектолог, логопед, психолог). Факторы риска при которых риск применения любых форм насилия по отношению к ребёнку возрастает: • Бедность • Наркомания и алкоголизм родителей • Низкий уровень образования родителей • Негативное отношение матери к беременности (нежелаемый ребёнок) • Случаи насилия над детьми в семейном анамнезе. Неспецифические (общие) симптомы насилия: • Беспокойство, депрессия • Нарушения сна, ночные кошмары • Повышенная сексуальная активность • Проблемы в школе • Самоунижение, нанесение себе травм и повреждений, осознанные или неосознанные суицидальные попытки. |