Педагогический час "Организация предметно развивающей среды в весенний период в ДОУ"

19 марта 2025 г.
Педагогический час "Организация предметно развивающей среды в весенний период в ДОУ". .
Педагогический час "Организация предметно развивающей среды в весенний период в ДОУ".
.

Предметно-развивающая среда ДОУ
Предметно-развивающая среда построена так, чтобы обеспечить полноценное
физическое, эстетическое, познавательное и социально-личностное развитие ребёнка.
Состояние предметно – развивающей среды Учреждения соответствует санитарным
нормам и правилам и проектируется на основе:
 реализуемой в детском саду образовательной программы;
 требований нормативных документов;
 материальных и архитектурно-пространственных условий;
 предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
 общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования,
динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов,
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и
взрослого, учета возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам
ребенка).
Под обогащённой развивающей средой нами понимается естественная,
комфортабельная, уютная, рационально-организованная обстановка, насыщенная
разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде
возможно одновременное включение в активную интеллектуально-творческую деятельность
всех детей группы. Эта работа ведётся одновременно по двум направлениям:
 создание и оборудование зон (уголков) детской активности;
 создание образовательной среды дошкольного учреждения в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда групп организованна в виде хорошо
разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала. Все
предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса. Подобная организация пространства позволяет
дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а
педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия,
в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, в том числе предметно-
пространственная среда и социальная среда.
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни во
время пребывания в ДОУ, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма
каждого их них.
Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные
условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социально-
личностного развития детей.
Модель развивающей среды: личностно-ориентированная модель взаимодействия
между педагогами и детьми. Стратегия и тактика построения определяется следующим
положением: «Не рядом, не над, а вместе!»
Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, мы опираемся на
следующие принципы построения развивающей предметно – пространственной среды:
Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в
движении, потребность в общении, потребность в познании. У каждого ребенка имеется
самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов
для группы определяется особенностями развития детей.
Принцип уважения к мнению ребенка
Организуя среду, воспитатель учитывает индивидуальное развитие и мнение ребенка

и, по возможности, его удовлетворяет.
Принцип функциональности
Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые
востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.
Принцип динамичности - статичности среды
Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается.
Поэтому развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже
перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Первоначальным периодом построения среды, считаются два месяца. Далее идет ее
насыщение и реорганизация. Выстраивая, развивающую предметно-пространственную
среду, каждый из нас помнит, «…какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в
воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания,
понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности,
которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка
конкретного мира…»
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало
возможность построения не пересекающихся сфер активности. Поэтому предметно –
развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и
желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая
друг другу.
Варианты построения развивающей среды
 Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой
мебели и оборудования.
 Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа
активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность
двигаться.
 Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного
учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими
театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают
непосредственно в детском саду.
Групповые комнаты
Физкультурные уголки
Оборудование: гимнастические палки, обручи, скакалки; флажки, ленты; мячи
резиновые D – 20 см., D – 15 см., D – 10 см; кегли, погремушки, клюшки, кольцебросы,
гантели, мячи надувные «Хопп», мешочки с песком, нестандартное оборудование для
коррекции плоскостопия, массажные коврики, коврики для закаливания, дидактические
игры о здоровом образе жизни, игры валеологической направленности, видах спорта,
картотеки утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, динамических пауз.
Музыкальный уголок
Оборудование: оборудование для музыкально-ритмической деятельности,
музыкальные инструменты для детского оркестра, аудиотека, методическая литература по
музыкальному воспитанию, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты
(металлофон, погремушки, маракасы, бубенчики, барабан, дудки), портреты композиторов,
комплект дисков для слушания с тематическим репертуаром согласно тематическому
планированию.
Патриотический уголокОборудование: флаг РФ, герб РФ, гимн РФ, портрет президента РФ, герб
Ульяновской области, флаг Ульяновской области, карта Ульяновской области, портрет
губернатора Ульяновской области, наборы открыток о Ульяновской области, герб
Мелекесского района, флаг Мелекесского района, карта Мелекесского района, портрет главы
Мелекесского района, альбомы и литература, посвященные Родине.
Центр конструирования и строительных игр
Оборудование: мозаики крупные, средние и мелкие, конструкторы типа “Лего”
крупные и мелкие, кубики различных размеров, строительные наборы, содержащие
элементы для конструирования архитектурных форм (арки, призмы, параллепипеды,
конусы), дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами
моделирования, транспортные игрушки, альбомы с алгоритмами и схемами создания
построек.
Центр математики
Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени,
количества, числа, размера, на развитие логики и аналитико-синтетического мышления,
игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, пирамидки и вкладыши,
пособия «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», игры «Уникуб», «Танграм», «Сложи
узор», «Собери картинку» и др.
Центр экологии
Оборудование: комнатные растения, алгоритмы ухода за ними, лейки, совочки для
рыхления, дидактические игры о домашних и диких животных, среде их обитания,
временах года и природных явлениях, модели строения животных, рыб, насекомых и среды
их обитания, наборы антропоморфных домашних и диких животных различных
климатических зон, вымерших животных, познавательная энциклопедическая литература,
природный материал.
Центр юного Новомайнца
Оборудование: символика страны и края (герб, флаг, портреты президента и
губернатора), открытки для рассматривания с видами столицы нашей Родины, родного
посёлка, городов России, дидактические игры на ознакомление с жизнью различных наций
нашего государства, жизнью русского народа, альбомы для рассматривания с
архитектурными памятниками родного края.
Центр художественного творчества
Оборудование: бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной, наклейки,
ножницы, карандаши, восковые мелки, гуашь, штампики, краски, кисти, стаканчики для
воды, пластилин, трафареты, раскраски, альбомы с произведениями разных жанров для
рассматривания, дидактические игры по ознакомлению с различными жанрами живописи,
направлениями архитектуры, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и
народные игрушки, алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования.
Центр науки и экспериментирования
Оборудование: перышки, бумага различных видов, металл, дерево, песок, глина,пипетки, линейки, нитки, краски, бусины, мерные емкости, стаканчики, контейнеры, лупы,
алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная
литература, энциклопедии, дидактические игры о свойствах предметов, их использовании,
атласы, карты, глобус, весы, приспособления для сравнения по величине, весу (эталоны).
Книжные уголки и библиотеки
Оснащение: наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько
книг одного наименования и автора разных издательств); иллюстрации по темам занятий по
ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой;
материалы о художниках – иллюстраторах; тематические выставки;
Центр речевого творчества
Оборудование: различные виды детских театров (пальчиковый, перчаточный,
конусный), ширма, маски, костюмы и атрибуты для ряжения, дидактические игры на
развитие речи, словотворчества.
Материал для театрализованной деятельности
Оборудование для самостоятельной игровой деятельности, различные виды театров,
реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, атрибуты для различных игровых
позиций
Методический уголок
Оснащение: библиотека педагогической, справочной и детской литературы,
фонотека, копилка педагогического опыта коллектива, дидактический наглядный и
раздаточный материал для занятий с детьми.
Учитывая индивидуальные особенности развития детей, обуславливающие
направленность детской деятельности, групповые помещения зонированы и поделены на
центры.
Зона для игры мальчиков и зона для игры девочек предполагают реализацию
гендерного принципа организации предметно-развивающей среды. Зона совместной
деятельности для реализации образовательной деятельности совместно педагогом и детьми.
Зона самостоятельной деятельности предполагает особым образом оборудованное
пространство, в котором созданы условия для деятельности, организованной детьми
самостоятельно.
Территория Учреждения
- металлические и деревянные конструкции для двигательной и игровой активности
детей.
На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie